Кубковый

4 января 2008 •  Прокомментировать тестдрайв

Спорт в массы! Именно под таким лозунгом следовало бы продавать MINI John Cooper Works. И здесь не было бы лукавства – этот автомобиль мало отличается от своих гоночных собратьев, учавствующих в монокубке MINI CHALLENGE.



Между настоящими спортивными автомобилями и серийными всегда существавала связь, что естественно. «Сегодня побеждай, а завтра продавай» - рекламная концепция, логику которой трудно будет поставить под сомнение до тех пор, пока существует автоспорт. Вот только продают под соусом победителя, как правило, автомобиль, имеющий мало общего с оригиналом, а, зачастую, и – лишь название.
Причем, тут прослеживается такая, вполне понятная, тенденция – чем дороже соревнование, тем больше обмана, больше отличий заводской версии от гоночной. Возьмем, к примеру, «королеву автоспорта». Enzo хоть и напоминает чем то Ferrari, принимающие участие в Формуле 1, использует ряд тамошних высоких технологий, но в действительности отличается от чемпионских машин как имеет мало общего с чемпионскими машинами. Всевозможные «грали», «эволюшены» и «стихи» тоже страх как далеки от своих раллийных прообразов. А вот автомобили из монокубков частенько получают прописку в производственной гамме того или иного производителя почти без изменений. Дочтаточно вспомнить Porsche Carrera Cup или Renault Clio Cup. Конечно, такого рода трековые игрушки – штучный товар, но от этого знакомство с ними становится только интереснее.
Представьте себе на минуту, что вы идете около какой-то школы и видите такую картину – подростка ученика со сбитым набок ранцем и торчащей из брюк рубашокй, но… с ружьем за спиной. Детская непосредственность с намеком на недетскую силу. Это очень похоже на MINI JCW. Противовесом «усипусечной» внешности MINI в этой модификации выступают 18 дюймовые диски, сквозь которые просвечивают внушительные тормозные механизмы, антикрыло сзади и почти настоящее ружье – двустволка выхлопа весьма внушительного калибра. Но, тем не менее, во внешности все равно гораздо больше MINI, чем John Cooper Works. Все эти незначительные изменения, равно как и именные шильдики, заметит только знаток. Конечно, и Cooper S «овечкой» не назовешь, но вот JCW – уже самый настоящий хищник. Один из самых грозных и злых из всей переднеприводной стаи.
Лишь только узнав технические характеристики JCW, сразу можно понять, что это быстрый автомобиль – здесь больше двухсот сил на немногим больше тонны веса! Но ни эти цифры, ни 6,5 заявленных секунд разгона до «сотни» не передают ощущения старта с места и набора скорости на MINI. Он берет живостью характера, он щедр на эмоции. Одно дело достичь 100 км/ч за то же время на заднем диване бизнес седана, и совсем другое гнать на этой 3,7 метровой табуретке под шипение турбины и звучные отстрелы в глушителе. Вы в гонке, не хватет только шлема и пятиточечных ремней. Хочется давить на газ еще сильнее, вбивать передачи еще ожесточеннее, а при каждом замедлении вновь и вновь удивляться потрясающим цепким тормозам, пришедшим напрямую из MINI CHALLENGE.
Есть дилетантское мнение, что их придумали трусы. Есть мнение великого Сенны, который говорил, что гонки выигрывает тот, кто позже тормозит. Справедливость последнего высказывания подтверждает MINI JCW. Позднее торможение – его конек. MINI, участвующим в гоночной серии, требуется для остановки со 100 км/ч всего за 31 м или, во временном выражении, 3,1 сек. Даже приняв во внимание немного большую, по сравнению с кубковыми автомобилями, массу JCW и накинув пару лишних метров и пару «десяток» на этот результат, все равно получим выдающиеся показатели. Это именно тот случай, когда тормозная динамика превосходит разгонную.
Но не подумайте, что JCW, несмотря на всего 1,6 литра под капотом, нужно записывать в разряд «переднеприводных жужжалок», в которых «больше шуму, чем ходу». 211 сил турбомотора способны изрядно помотать нервы владельцам спорткаров с гораздо более объемными моторами. Турбина просыпается уже после 2000 об/мин и дует ровно почти до отсечки. Подбор передаточных на MINI он выверен великолепно. Щелк – вторая, щелк – третья, щелк – четвертая. Передачи идеально сводятся, как виниловые пластинки, одна в другую. А на пятой скорость переваливает за двести! Конечно, MINI – не «дальнобойщик». На высокой скорости коротенький кузов подбрасывает на неровностях, а шум такой, что кажется, будто крыши нет вовсе. Острый руль, который и раньше требовал твердой руки, теперь и вовсе – тончайший инструмент. Малейшее его отклонение вызывает прыжок в сторону. Остро, даже нервно. Утопив педаль тормоза в пол на такой скорости, вы явственно почувствуете, как корма начинает свой танец Святого Витта, полностью, впрочем, хорошо контролируемый едва заметными полруливаниями.
JCW вообще контролируется отлично, если не сказать абсолютно. Я вспомнил, как в далеком детстве я играл в «машинки»: мозг отдает приказы руке, та прилагает определенные силы к игрушечной модельке, которая в свою очередь мгновенно, без задержки повинуется. Все происходит за доли секунды. С MINI почти также. Реакция на газ (особенно в режиме Sport) – мгновенная и четкая. Коробка передач работает, как швейцарские часы – помогите перегазовкой, и пониженная передача будет словно всасываться в на свой паз. Ну а более жесткая подвеска, расставленные по углам колеса и высокая чувствительность руля позволяют заправлять машину в, казалось бы, невозможные повороты без скольжений. С гигантским моментом в 260 Нм на передней оси борется ситсема DSC, имитирующая «самоблок», причем очень успешно. Разгруженное колесо в вираже не прокручивается, перераспределение момента происходит почти незаметно. «Почти» означает, что заметить работу электронного дифференциала все же можно, например, ритмично перекладывая автомобиль влево вправо под ровным газом.
Несмотря на гоночную предысторию, MINI JCW совершенно свой парень в городе. Здесь у него свой кубок. Каждый этап – городская гонка! Вот только нужно учитывать, что люди чаще всего не успевают отследить стремительные перемещения этого шустрика, а некоторых особо чувствительных неслабо пугает грозное рычание выхлопа. Но все же купить такую машину и хоть изредка не выезжать на ней на гоночную трассу – это неправильно. «Кольцо» - родной дом для JCW, его настоящая стихия. Именно здесь, на идеальном покрытии автодрома MINI способен раскрыть свой потенциал в полную силу, продемонстрировать все, на что способен. И подвеска не покажется жесткой, и руль излишне нервным, и шум не будет иметь значеня, и «поздние» тормоза помогут оттереть очередного соперника.
Так и должно быть. Это – гены, это – MINI CHALLENGE, это – штучный товар. Пора брать кубки!
ИСТОРИЯ МОДЕЛИ

История самых мощных модификаций Mini напрямую связана с именем Джона Купера, который в 1946 году вместе со своим отцом Чарльзом основал Cooper Car Company. Эта компания сначала производила гоночные автомобили Formula 3, а позже стала родоначальницей среднемоторной компоновки для Формулы-1.
В 1959-60 «куперы» заняли первые места в Кубке конструкторов и в личном зачете. Легенда гласит, что однажды, поездив на обычном Mini в конце 50 х годов, Купер был удивлен управляемостью «малыша» и предложил создателю этого автомобиля, своему приятелю Алексу Иссигонису сделать более мощную, спортивную модификацию. Так в 1961 году появился первый Mini Cooper с двигателем объемом 997 см³ и мощностью 55 л.с. Позже, в 1964 году вышел в свет Cooper S (1071 см³, 70 л.с.), раллийные версии которого одержали победы на престижнейшем этапе мирового ралли в Монте Карло в 1964 м (экипаж Падди Копкирка и Генри Лиддона), 1965 м (Тимо Мякинен и Пол Истер) и 1967 году (Рауно Аалтонен и Генри Лиддон). Помимо этого, на счету Cooper S было большое количество побед в различных кольцевых гонках.
К СВЕДЕНИЮ

Двигатель

Двигатель MINI John Cooper Works – самый мощный 1,6 литровый силовой агрегат из всех, официально поставляемых на рынок России. Моторы на JCW те же, что устанавливаются на гоночные автомобили моносерии MINI CHALLENGE. Их производят на том же заводе BMW Group в Хамс Холле, Великобритания, где и двигатели для всех остальных моделей MINI, на уже с алюминиевым блоком циллиндров. Также 1,6 литровая 16 клапанная 211 сильная «четверка» JCW оснащается усиленными поршнями специальной шлифовки, другой головкой блока цилиндров с модифицированной прокладкой и сборными распредвалами (впускной – с бесступенчатой регулировкой фаз). Впускные клапаны (с натриевой «начинокой») и кольца седел клапанов изготавливаются из особо прочного материала. Также увеличение мощности достигнуто, благодаря оптимизации впуска и выпуска. Степень сжатия снижена с 10,5:1 у двигателя MINI Cooper S до 10,0:1. Отличный показатель удельной мощности в 132 л.с. литр рабочего объема вполне успешно уживается с заявленной «малолитражной» экономичностью в 7,1 л на 100 км в смешанной цикле.
Турбонаддув

Турбина TwinScroll была специально разработана для этого двигателя. Максимальное давление наддува повышено с 0,9 до 1,3 бар. В выпускном коллекторе и турбонагнетателе каналы каждой пары цилиндров отделены друг от друга. Лопатки нагнетателя приводятся в движение уже при довольно низких оборотах двигателя. Максимальный крутящий момент в 280 Нм доступен в диапазоне от 1950 до 550 об/мин.

Источник: Motorru