15 сентября 2007 •

Михаил ПЕТРОВСКИЙ, фото фирмы BMW

Как бы это сформулировать? Я подбираю слова для жесткого, как сайлентблок Mini, Андреаса Декера, отвечающего за настройку шасси этих автомобилей:

— New Mini gives me more driving pleasure but it just doesn’t thrill me anymore, новый Mini дарит мне больше удовольствия от вождения, но больше не вштыривает!

По реакции Декера понимаю, что такое он уже слышал. Знаю даже, когда и от кого, — год назад от Леонида Голованова. Леня тоже сетовал, что Mini второго поколения утратил бойцовский дух (см. АР №20, 2006).

— Не было такого в техзадании — вштыривать, — улыбается скорый на ответ Декер, — покупатель хотел, чтобы было проще, комфортнее и практичнее.

И эту заученную фразу люди из Mini уже наверняка произносили. А теперь повторяют мне, пусть и по другому поводу: в Испании журналистам показывают Mini Clubman.

Голованов тогда написал: «Характер нового Mini лепили для большинства. В политике это называется демократией — властью демоса, народа. А в коммерции — просто здравым смыслом». Оказывается, демос хотел не только комфорта и покладистости в управлении! Он хотел больше места. Больше места в Mini, понимаете? А желание демоса, как мы помним, — закон. И вот спустя год по тем же испанским дорогам несется Mini Cooper S Clubman — на 24 см длиннее, на 75 кг тяжелее и на голову практичнее.

Прежде так назывались машинки Mini со слегка оквадраченной физиономией, а классические универсалы Mini носили имена Traveller или Countryman. Но права на эти названия давно принадлежат другим компаниям, не имеющим отношения к автомобилям, а вот имя Clubman осталось за BMW. У классического Клабмена тоже была грузопассажирская версия Clubman Estate, но попробуйте продать автомобиль с километровым названием — Mini Cooper S Clubman Estate. Вот и оставили просто Clubman, а чтобы имя не выглядело притянутым за уши, баварцы назвали открывающуюся против хода «половинку» двери Clubdoor: то ли в честь клюшек для гольфа, то ли в честь пьяных друзей-тусовщиков, от которых владельцу нового Mini теперь не отвертеться. Из клуба в клуб — на Mini. Да, Clubman не для эгоистов, он чтобы делиться. Ведь все 80 мм прибавки колесной базы отданы задним пассажирам. Королевский подарок! Дополнительная створка облегчила посадку лишь слегка, зато я теперь устраиваюсь «сам за собой», не касаясь коленями передних спинок. Задний диван может быть и трехместным, но в этой машине он отформован под двоих: классный профиль! Недаром всем, что находится позади средней стойки, занимался Чарльз Колдхэм, дизайнер интерьера Роллс-Ройса.

Передняя половинка интерьера удлиненной версии Clubman идентична стандартным хэтчбекам Mini
Человек ростом 188 см на заднем сиденье: такой фокус можно показывать за деньги владельцам обычных Mini. Ремень безопасности переднего пассажира крепится к открывающейся створке и немного мешает при посадке назад. Задний диван может быть и трехместным

И две распашные створки багажника — самая что ни на есть фамильная черта. Так же отпирался грузовой отсек на удлиненных Mini 60-х. Две хромированные ручки в овальном углублении чертовски привлекательны. Так и хочется взяться за них обеими руками, щелкнуть «гашетками» — и газовые упоры раскроют створки на 90 градусов. При этом фонари останутся на задних стойках, как того требует законодательство: машину должно быть видно в темноте даже с открытым багажником. Увеличенный на 16 см задний свес добавил 100 л к объему, хотя и 260 л — далеко не рекорд. Но по сравнению с обычным хэтчбеком Clubman — сама утилитарность.

Любопытно, что при своих четырех с половиной дверях и несимметричных боковых проемах Clubman не только не стал менее безопасным при боковом столкновении, его кузов даже жестче. Тому способствуют и две средние стойки справа, хитро перераспределяющие нагрузку на левый борт, и специальная стальная рама в районе задних стоек, и множество дополнительных ребер жесткости, и сочетание точечной сварки с проклейкой сварных швов. Рассказывая об этом, Декер подчеркивает, что именно жесткость кузова и есть основа той уверенности, с которой удлиненный Mini несется по испанским серпантинам.

Наверняка Декер проголосовал за удлиненную версию еще раньше фокус-групп, потому что лишние 80 мм колесной базы и более жесткие пружины сзади позволили ему поколдовать над управляемостью.

Со сложенными спинками задних сидений объем багажника вырастает с 260 до 930 л, но эффект «ровного пола» достигается установкой перегородки, которая отсекает изрядную часть полезного пространства
Хромированные ручки багажника «под естественный хват» эстетичны и удобны — пока чистые

— Всем был хорош прежний Mini, о котором ты так сожалеешь, но нам тогда пришлось работать в очень строгих рамках. А мягкая подвеска открыла широкие возможности для настроек шасси. Разве не видно?

Не то слово! Пусть мне не хватает тяжелого, предельно информативного руля и гоночной собранности прежнего Mini, но той машине и не снилась такая нейтральность в поворотах. А Mini Clubman, кажется, еще больше подруливает зад­ней подвеской в виражах по сравнению с обычным хэтчбеком, хотя на самом деле эластокинематика не изменилась. Боковые перегрузки заставляют краснеть: то ли кровь от щеки к щеке плещется, то ли перед спутницей неловко. Она тоже автомобильный журналист, но все-таки немного боится. А до предела еще далеко! После нескольких километров серпантина я уже не уверен, что лучший электроусилитель на свете — у Гольфа. В длиннобазной версии Mini вполне может поспорить и за звание обладателя лучшего переднеприводного шасси. Даже страхующая электроника не мешает, а если выключить систему стабилизации, то останется классная имитация блокировки дифференциала. А ведь на Mini можно установить и дифференциал с настоящей, «железной» блокировкой!

Послушаешь Декера — и вообще всякий страх потеряешь. Они дошли до какого-то запредельного перфекционизма: подбирают настройки шасси под каждый конкретный автомобиль в зависимости от массы дополнительного оборудования! Мало того что есть четыре набора амортизаторов и три типа стабилизаторов (для дизельной версии Cooper D, бензиновых Cooper и Cooper S плюс специальный спортивный набор) — так для каждой версии предусмотрено по четыре-пять типов пружин. Стоит ли говорить, что «софт» электроусилителя руля тоже везде разный. Процветание BMW рождает парадокс: раньше унифицировали компоненты, теперь — водительские ощущения. Они должны оставаться одинаковыми вне зависимости от модификации.

Mini Clubman открыт пассажирам и багажу. Я уверен, что масштабные модели Клабмена будут пользоваться особым спросом — даже «живой» автомобиль выглядит как суперигрушка
Задние фонари закреплены на стойках, а в распашных дверях предусмотрены специальные отверстия

Правда, в Мадриде все машины были в идентичных комплектациях, зато с двумя типами подвески: обычной и спортивной. Последняя — блажь: уникальный дух Mini предыдущего поколения все равно не вернуть. Обычная же подвеска идеально подходит гламурненькой сущности нового Mini. Удивительно, но каких-то восемь дополнительных миллиметров хода сжатия амортизаторов — и автомобиль не узнать. Ни зубодробительной тряски, ни болезненных пробоев при наезде на окурок — Mini с человеческим лицом.

Лицо, само собой, с характерной заросшей ноздрей: для журналистов — только 175-сильный Mini Cooper S Clubman. Номинально на разгоне до 100 км/ч Clubman проигрывает обычному хэтчбеку Cooper S полсекунды. Но субъективно прибавка в четыреста граммов на «лошадь» осталась незамеченной: между «здесь» и «там» у вас всегда лишь одно нажатие на педаль. И лучше, если при этом на центральном тоннеле горит зеленый огонек режима Sport: так вы общаетесь с двигателем хотя бы через секретаря, а не через автоответчик. Мотор великолепен всем, кроме звука: никакие акустические ухищрения не заменят мне постанывания нагнетателя Roots.


Дополнительная боковая дверца всегда расположена справа — для удобства американцев и европейцев. От переноса ее на другую сторону для праворульных версий отказались, прикинув, что в Великобритании и Японии продается не более 30% всех Mini

Зато наконец-то у Mini живучие тормоза! Один Mini-чиновник признался, что на их эффективность жаловались не только незадачливые посетители Нюрбургринга, где механизмы перегревались на первом же круге, но и обычные клиенты, особенно в Германии, где на автобанах часто приходится осаживать с высоких скоростей. Сегодня стандартные механизмы мощной версии Cooper S сопоставимы с теми, что входили прежде в тюнинговый набор John Cooper Works, а они однажды спасли мне жизнь...

Серебряная окантовка проема багажника — это пластик, который еще красят черным «неметалликом». Два выхлопных патрубка, выборки в бампере и третий стоп-сигнал из прозрачного пластика — отличительные особенности мощной версии Cooper S Clubman

Объективно говоря, подстраиваясь под желания клиентов, Mini не стал хуже. Пусть наши с ним отношения — не больше, чем дружба после бурного романа. Думаю, в этот автомобиль все еще можно влюбиться — и провезти это чувство через большее количество ухабов. А Mini Clubman позволит разделить его с друзьями и сумками.

Одна из любопытных опций нового Mini — точечная светодиодная подсветка, цвет которой можно выбрать переключателем на потолке. Но приборы остаются неизменно оранжевыми

Новый образ не без изъяна: задняя обзорность съедена стойками и рамками багажных дверей, а сексуальные ручки — лакомство для зимней слякоти, которой, кстати, плевать и на два тощих зад­них дворника. Зато — новый подход к ценообразованию: базовая комплектация стала беднее и оттого дешевле, а вы вправе заказывать только действительно необходимые опции. В России Mini Clubman будет продаваться только в версиях Cooper (120 л.с.) и Cooper S и стоить от 22500 и 28100 евро соответственно.

Это не просто крыша Клабмена: по словам нем­цев, это самая длинная крыша во всем модельном ряду BMW
Один из ключевых элементов силовой структуры кузова Клабмена — рамка из высокопрочной стали в районе задних стоек. Благодаря ей и другим доработкам кузов удлиненной версии еще жестче, чем у обычного хэтчбека

Клубный Mini — лишь первая фаза роста: скоро появится кроссовер. Это будет действительно интересно: мне больше нравится, когда люди из BMW творят, а не рефлексируют. Резино-металлический Декер не стал делиться своими чувствами по этому поводу, только сощурился:

— Высокий центр масс меня никогда не смущал.

Скорее всего, он уже удлинил пружину истории Mini на очередной виток.


Не верь глазам своим: Mini в управляемом заносе. Удлиненная колесная база и заново настроенная подвеска расширили драйверский лексикон Mini

Паспортные данные
Параметры Автомобиль
Mini Clubman
Модификация Mini Cooper Clubman Mini Cooper S Clubman Mini Cooper D Clubman
Тип кузова 3-дверный универсал 3-дверный универсал 3-дверный универсал
Число мест 4 4 4
Размеры, мм  
длина 3937 3958 3945
ширина 1683 1683 1683
высота 1426 1432 1426
колесная база 2547 2547 2547
колея спереди/сзади 1459/1467 1453/1461 1459/1467
Объем багажника, л 260—930* 260—930* 260—930*
Снаряженная масса, кг 1145 (1185)** 1205 (1230)** 1175 (1205)**
Полная масса, кг 1645 (1685) 1690 (1715) 1675 (1705)
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом дизельный, с турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 1598 1598 1560
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 77,0/85,8 77,0/85,8 75,0/88,3
Степень сжатия 11,0:1 10,5:1 18,0:1
Число клапанов 16 16 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 120/88/6000 175/128/5500 110/80/4000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 160/4250 240/1600—5000 / 260/1600—5000*** 240/1750—2000 / 260/1750—2000***
Коробка передач механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 6-ступенчатая) механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 6-ступенчатая) механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 6-ступенчатая)
Привод передний передний передний
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Диаметр дисков, мм 280 294 280
Задние тормоза дисковые дисковые дисковые
Диаметр дисков, мм 259 259 259
Шины 175/65 R15 195/55 R16 175/65 R15
Максимальная скорость, км/ч 201 (195) 224 (219) 193 (188)
Время разгона 0—100 км/ч, с 9,8 (10,9) 7,6 (7,8) 10,4 (10,9)
Расход топлива, л/100 км  
городской цикл 7,1 (9,2) 8,0 (9,8) 4,9 (6,6)
загородный цикл 4,5 (5,1) 5,3 (5,4) 3,6 (4,2)
смешанный цикл 5,5 (6,6) 6,3 (7,0) 4,1 (5,1)
Емкость топливного бака, л 40 50 40
Топливо бензин АИ-91—98 бензин АИ-91—98 дизтопливо
* Со сложенными задними сиденьями
** В скобках — данные для модификации с автоматической коробкой передач
*** В режиме overboost

«Длинная» история

Семейство Mini Clubman 70-х: Mini Clubman, Mini 1275GT и Mini Clubman Estate Woody — модификация с декоративной отделкой грузового отсека деревом
Близнецы Austin Mini Courtyman Mk II и Morris Mini-Traveller, выпускавшиеся бок о бок с 1960 года

Источник: АвтоРЕВЮ